06 Мар

Сказка "Садовница"

Опубликовано в Психолог  |
  Автор Administrator

- Здравствуйте, ребятишки! Да вы не пугайтесь, я не страшная. И не злая. И вовсе не против, чтобы люди заходили в мой сад. Я ведь для того и развожу цветы, чтобы ими кто-то любовался.

Что? Да, я хозяйка этого сада. Садовница. Так и можете меня называть. А как вы сюда пробрались? А-а-а, через забор! А почему не через ворота? Думали, нельзя… Можно, дорогие! Приходите, когда захотите! Я приглашаю. А почему вам захотелось сюда пробраться? Ах, посмотреть! Ну что ж, я с удовольствием вам все покажу и расскажу. Хотите? Ну и чудненько. Тогда за мной!

Вы знаете, ведь здесь не всегда был сад. Посмотрели бы вы, что тут творилось лет 10 назад! Все запущено, заброшено, заросло бурьяном и горькой полынью, мусор везде набросан. Мне пришлось отменно потрудиться, чтобы превратить эту дикую свалку в прекрасный сад. Что вы спрашиваете? Нет, свалка тоже была моя. Просто я еще не знала, зачем женщины рождаются на свет. Как, и вы не знаете? Вот это да! Конечно, я вам расскажу.

Вы знаете, каждый мужчина приходит на свет, чтобы создать свое Государство. Самое настоящее, с подданными, наследниками, союзниками и законами. Всю жизнь мужчина учится быть настоящим Монархом – мудрым и справедливым, сильным и добрым. Он заботится о расширении владений, об охране границ, о привлечении союзников, о том, чтобы подданные жили в изобилии и безопасности. Если надо – отражает зло, несправедливость, агрессию. Если требуется – применяет законы. Монарх должен быть строг, но справедлив. Если он не будет строг – то кто же станет соблюдать законы? А если забудет о справедливости – подданные не станут его уважать, и даже могут разбежаться. Я смотрю, вы не удивлены, мальчики? Вы и так что-то такое предполагали? Молодцы! Значит, будете хорошими Правителями!

А вы что примолкли, девочки? Спрашиваете, бывают ли женщины Монархами? Бывают… Но это отдельная история. Я вам потом расскажу. Потому что от природы женщинам не предназначено становиться Монархами. У них куда более сложное и интересное Предназначение!  Представляете, девчонки, нам всем суждено стать Садовницами! И сотрите разочарование с ваших милых мордашек! Я вам сейчас такое расскажу – ахнете!

Дело в том, что Государство без Сада существовать не может. Государство – это машина, механизм. А Сад – это его Душа. Представляете себе бездушный механизм? Даже слушать скучно, правда? А вот одушевленный… Поэтому все молодые Монархи, и не очень молодые, и даже совсем старые, стремятся найти себе Садовницу. Ну, если не для жизни в Государстве – так хотя бы приходящую! Чтобы взращивала Любовь, Нежность, Доброту… Чтобы ухаживала за растениями, которые очищают пространство от  Зла и несут Свет.  Я вам больше скажу, дорогие: самые счастливые, самые умные, самые успешные детки рождаются в тех Государствах, где заботятся о Саде. А кто о нем должен заботиться? Конечно, Садовница!

Мы, Садовницы, встаем с рассветом и сразу начинаем работать: пропалывать, подкармливать, поливать, подрезать больные побеги, формировать кроны и разбивать новые клумбы. Если Садовница делает это все с песнями, с удовольствием, с любовью – у нее и Сад расцветает, одно загляденье! А если Садовница работает неохотно, жалуется на судьбу, ленится – у нее и цветы вянут, и сорные семена прорастают, и ломается все – то шланг лопнет, то беседка покосится. А это, между прочим, сразу на всем Государстве отражается. Так что он нас, Садовниц, зависит, с каким настроением подданные Государства по утрам на работу спешат и хочется ли им по вечерам домой возвращаться.

Что, малышка? Откуда у меня в саду был мусор? Молодец, запомнила… Это давняя и грустная история. Но я вам расскажу, я же обещала. Понимаете, каждая девочка при рождении получает свой Участок. Пока это просто кусочек дикой природы. Там растут лесные цветы, пахнет грибами и земляникой, а в пышных кронах деревьев поют лесные птицы. Пока девочка маленькая – об ее участке заботится сама природа, а еще – мама. Хорошо, если мама опытная Садовница! Тогда она учит девочку сызмальства правильно ухаживать за Садом Души. И вскоре юная Садовница уже сама понимает, как правильно распланировать грядки, сколько требуется полива, а сколько – удобрения. Девочка уже знает, что если сорняки вовремя не выполоть – они разрастутся и задушат Цветы Души, что Жалость – плохое удобрение, а Любовь – универсальное,  что чем ухоженнее, симпатичнее ее Сад Души, тем больше шансов попасть в хорошее Государство, к сильному Монарху.

Что, родные? Вас этому не учили? Ваши мамы ничего такого не знают? Вот-вот, и моя тоже… Моя мама также ничего не знала про Сад Души. И ее мама, наверное, тоже не знала. Потому что я сейчас понимаю: у моей мамочки Сад был невероятно запущен! Бурелом, гниющие листья, из-за стволов какие-то Монстры Прошлого выглядывают… Страшное местечко, не хочется туда лезть. Вот и мама старалась не лазить. А от этого Сад еще больше зарастал и дичал. И я тоже – выросла, так и не узнав, что о Саде надо заботиться постоянно. И мой Сад Души тоже стал зарастать, портиться…

Что ты говоришь, детка? Как я догадалась? Так я ж и рассказываю! Вы слушайте, слушайте! Вот, стало быть, годы идут, я расту, сад дичает. Горькие слезы полынью прорастают. Жгучие обиды в крапивные заросли превращаются. Пошлю кого к черту – чертополох стеной встает. Зависть лютая волчьей ягодой рассыпается. Буря чувств пронесется – повалит деревья, все пути-тропки к сердцу моему завалит буреломом. Что ж тут удивляться, что прозорливые Монархи меня в свое Государство приглашать не спешили? Посмотрят, побродят на опушке – и идут других Садовниц себе искать. А мне еще больше обидно: я ж в Сад своей Души сроду не заглядывала, мне-то кажется, что я очень даже ничего! Зеркало, оно ж Душу не отражает.

И вот однажды шла я по улице и увидела старичка безногого. Сидит в тележке возле магазина, на солнышко щурится. И так мне его жалко стало! Подхожу к нему, говорю: дедуля, мол, прими от меня денег в дар.  Он посмотрел на меня так внимательно, улыбнулся. И говорит:

- Никак, девонька, пожалела меня? Не жалей, не надо! Я счастливый! Во всех передрягах живой остался, жизнь прожил, Государство свое поднял. А здесь я Садовницу жду, она за покупками побежала.

И правда – выкатывается из магазина старушка с двумя сумками, маленькая такая, сухонькая, и тоже улыбается. Говорит:

- Эх, дед, и хват ты у меня! Не успела оглянуться – а он уже молодуху себе нашел! Вот какой шустрый!

Дед приосанился, отвечает:

- А чего? Я еще Прынц хоть куда! Любая мне свой Сад откроет!

И так я им позавидовала! Аж слезы выступили. А старушка ласково так посмотрела и мне говорит:

- А ты не завидуй! От зависти ничего хорошего в Душевном Саду не произрастает! А если помочь хочешь – пособи нам сумки донести, мы тут неподалеку живем.

Ясное дело, я сумки подхватила, мне и самой посмотреть захотелось, как живут эти старички. И что это за Сад, о котором они толкуют?

Оказалось, старички обитают на соседней улочке, я и не забредала туда никогда. Там частный сектор, старые дома. И у них домишко небольшой, но ухоженный. А уж вокруг него!!! Я в первый раз в жизни поняла, что такое настоящий Сад. Что у них только не росло! И яблони, и сливы, и вишня, и малина. А уж цветов!!! Я обомлела. А дед заметил и говорит гордо так:

- Это все моя Садовница! Она все придумала, она и вырастила! Лучше Садовницы в жизни не встречал!

А она смеется, рукой машет:

- А ты всю жизнь только и делал, что сравнивал! Он, девонька, такой ходок был – ой, мамочки! Девки за ним с матрасами бегали!

- А вы что ж, это терпели? – страшно удивилась я.

- Дык любила же, — засмеялась бабулька. – Хозяин он хороший, крепкий. Меня холил, детишек любил, хозяйство в порядке держал. Чего ж от добра добра искать? Ясное дело, на такое сокровище много охотниц находилось.

- Да уж, — гордо заявил дедок. – Только я завсегда домой стремился. Потому как вспомню наш Сад – мне больше никаких удовольствий не надо, забирайте свой матрас, и прощения просим! Моя Садовница – редкостная, природная! Мне и не до девок было – надо Садовницу охранять, чтобы другой Правитель не переманил.

- Как вы странно говорите! – говорю им. – Садовницы, Правители… Вы о чем?

- А мы о главном! – хором мне говорят, и смеются оба. – Пойдем с нами чай с малиной пить – мы тебе все до донышка выложим!

И вот, ребятишки, за чаем с малиной они мне все и рассказали. И про Государство, и про Сад Души. Я такое узнала, что ни в одной книжке не прочтешь! Только тогда я поняла, почему от меня порядочные Монархи шарахаются. Кому охота в центре Государства такой запущенный Сад держать? Это ведь на всем Государстве отражается! То есть если кто меня и пригласит в свое Государство, так такой же захудалый Правитель, к которому ни одна опытная Садовница пойти не согласится.

Как ты сказал? Волшебные старички? А ведь прав ты, мальчик! Волшебные! И я с ними дружить стала. У меня времени свободного много было, одна ведь. Только раньше я его на бесплодные страдания да несбыточные мечты тратила. А теперь стала к старичкам ходить, помогать им по дому да за Садом ухаживать. У них дети уже выросли, поразлетелись, свои Государства создали. А я им за внучку стала. И они меня учили, как Сад Души возделывать. Как ухаживать, чем подкармливать. Главное – не давать сорнякам окрепнуть, на корню их выкорчевывать, пока мелкие.

Как? Правильный вопрос, детка! Отвечаю: вот обидели тебя – так ты не копи обиду, не давай ей в Душе прорасти. А прости сразу, от души! Если семечко питания не получит, оно само засохнет. А лучше полей это место Любовью. Любовь – она такая, от нее только хорошее произрастает! Два главных удобрения в Саду Души применяются: Любовь и Благодарность. За все, что в вашу жизнь приходит, благодарите. Благодарность к вам сторицей вернется! А проклятия – сорняками прорастают, да такие корни дают! Замучитесь потом выкорчевывать. Вот Любовь – это живительный источник. Этот источник в каждом из нас есть, только у многих всяким мусором завален, грязью забит. А почистишь его, обустроишь – и такой Фонтан Любви бить начинает! Целебный, живительный!

Можно ли рвать цветы? Я их без нужды не рву. Ведь что такое сорванный цветок? Начало увядания! А если вы хотите по букетику – срежу вам с удовольствием, раз вам от этого радость. И семян дам, хотите – дома посадите. А если есть желание – возьмите цветок в горшочке, у меня и такие есть, как раз для подарков. Будет расти, цвести, глаз радовать. И вы научитесь ухаживать за Садом. Да, мальчишки, и для вас полезно! А то вы ведь рано или поздно пойдете Садовницу искать! Хороший Монарх все стремится сам узнать, своими руками попробовать, чтобы потом верный выбор сделать.

Долго ли я Сад взращивала? Да с тех пор и взращиваю! Это процесс непрерывный, все время хочется что-нибудь улучшить, переделать… То новый цветничок устроить, то фонтан запустить, то беседку поставить. В Саду Души должно быть много мест для отдохновения! Вон, видите большую беседку? Это для встреч с друзьями, в большой компании. А вон та, поменьше, на берегу озера – для беседы тет-а-тет, ну, вдвоем то есть. А дальше – видите, где все плющом увито? – это Уголок Уединения. Ведь иногда хочется наедине с собой побыть, со своим сердцем поговорить.

Не боюсь ли я, что кто-нибудь эту красоту разрушит? Говорите, хулиганы? Что ж, и такое бывало. Заберется кто-нибудь в Сад – и давай скамейки крушить, клумбы вытаптывать. Только я знаю: мой Сад такого не потерпит. Маки на вандала сон наведут, лианы опутают, вглубь не пустят, розы ароматом умиротворят. А я не стану пускать в Сад Души сорняки злобы, обиды и мести – я сразу за работу. Глядишь – все и поправила, даже что-то новое придумала, и Сад лучше прежнего стал.

Угощайтесь, ребятки, клубникой! Как раз поспела! Можно прямо с грядки рвать. Ее мыть не надо – она Любовью омыта, Благодарностью напоена. Вкусно? А я что говорю! И вы такую вырастить сможете, стоит только захотеть. Вот вам ведерочки – набирайте, кто сколько хочет. Что? Да конечно, не жалко! Ели у Садовницы Сад Души возделанный, так ей ничего не жалко, от щедрости душевной. Чем больше раздашь – тем больше вырастет.

Пора, говорите? Ну и хорошо! Бегите, дорогие. Разбирайте цветы и семена – у кого к каким Душа лежит. Можно ли маму привести? Конечно, солнышко! Я гостям всегда рада. Только приходите через центральные ворота! Я сейчас пойду, объявление повешу: «Опытная Садовница приглашает на задушевные встречи».

Убежали ребятки. Забавные какие! Такие изумленные были! Ой? Что это? Никак росточки какие-то? Да, вот как они бежали, так и росточки – дорожкой. Я знаю! Это Изумительные Цветы! Чудо-то какое! Надо их пересадить, чтоб не вытоптали случайно. Ну и что, что солнце заходит? Успею! У меня на все и Любви, и Времени хватит. Я ж Садовница!


01 Фев

Адаптация в детском саду

Опубликовано в Психолог  |
  Автор Administrator

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 1-3 лет жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша.

 

При легкой адаптации наблюдается временное ухудшение эмоционального состояния малыша. Ребенок плохо спит, теряет аппетит, капризничает, отказывается от игр. Однако все эти явления постепенно проходят в течение месяца, иногда и раньше.

 

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние, аппетит и сон нормализуются медленнее. Кроме того, в первый месяц после поступления многие детки заболевают ОРВИ, ОРЗ, которые дляться не более 7-10 дней и проходят без осложнений.

 

При тяжелой адаптации отмечаются нарушения поведения: малыш прячется в укромный уголок, много плачет, не спит, не ест как обычно, часто и длительно болеет. Период адаптации задерживается до 2-3 месяцев, иногда и дольше.

 

Поэтому в период первых месяцев посещения малышом детского сада психологи рекомендуют родителям придерживаться следующих основных правил:

 

1. Привести домашний режим в соответствие с режимом дня группы детского сада, в которую ходит ребенок.

 

2. Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания дома новые для него блюда.

 

3. Обучать ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки, одеваться и раздеваться, самостоятельно кушать, проситься на горшок.

 

4. Расширяйте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских площадках, ходите в гости к друзьям, оставляйте малыша ночевать у бабушки с дедушкой, гуляйте чаще на улице и т. д.

 

5. Необходимо формировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите ребенку, что вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих вас проблем, связанных с детским садом.

 

6. В первый день лучше придти на прогулку, так как на прогулке малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку.

 

7. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели должны быть ограничены 3-4 часами посещения, позже можно оставить малыша в первую или во вторую смены на 5 часов, в конце месяца приводить его уже на целый день.

 

Желаем, чтоб адаптация Вашего малыша в детском садике проходила легко и с радостью!!!



Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. Однако это – лишь верхушка айсберга. На самом деле готовность к школе – вопрос значительно более обширный.


 

В теории ни читать, ни писать, ни тем более решать задачи ребенок уметь не должен. Во всяком случае, школа не вправе отказать ребенку в реализации его права на обучение на том основании, что он этого не может – ведь по идее задача школы как раз в том и состоит, чтобы всему перечисленному научить. Но на практике оказывается, что лучше ему бы все это уже уметь, поскольку иначе будет сложно угнаться за темпом обучения и он будет чувствовать себя неуютно в среде «продвинутых» сверстников.

 

Для того, чтобы помочь ребенку не чувствовать себя «белой вороной» и неумехой, родителям следует ответственно отнестись к процессу предшкольной подготовки и не полениться позаниматься с ребенком, либо найти время и деньги, чтобы поручить это профессионалам – подготовительным курсам, учреждениям раннего развития ребенка или частным педагогам и психологам.

 

Основные моменты , на которые вам следует обратить внимание при подготовке ребенка, это:



– развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонт познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их обсуждение);


– изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький, широкий/узкий и т.д.;

– по возможности – формирование умения читать (хотя бы по слогам) и считать (хотя бы в пределах 10);

– обязательное развитие мелкой моторики, то есть – занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре детского мозга). То есть необходимо побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и усидчивость;

– тренировка памяти – то есть заучивание стишков и песен (кроме того, что это поможет блеснуть на утреннике, такая привычка сослужит добрую службу и в школе);

– тренировка умения анализировать, классифицировать – то есть просить ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое, разложить предметы по какому-либо признаку.

 

Однако следует помнить, что обученность ребенка не тождественна его способностям и психической зрелости. Более того, обученность – не синоним также и высокой познавательной активности ребенка, ведь нередко родители воспринимают свое чадо как некий «сосуд», который следует наполнить знаниями, а не как факел, который надо зажечь.

 

 

Подходы эти принципиально разные – если выбран первый, ребенок занимает в процессе «обучения» пассивную позицию и в первомклассе выясняется, что при широком диапазоне «вложенных» в него знаний его собственная готовность и желание учиться близки к нулю. Начинаются претензии родителей к учителю: «как же так, ведь он у меня такой умный!» Но ребенок, как выясняется, ничего не может и не хочет делать по собственной инициативе – поэтому весь его багаж знаний так и лежит «мертвым грузом», не принося пользы его владельцу…

 

Кроме того, хорошо считающий мальчик или же девочка, рассказывающая стихи страницами, могут быть, что парадоксально, к школе готовы слабо, если обладают низким уровнем психологической, личностной зрелости и коммуникативной (социально-психологической) готовности к школе.

 

То есть, помимо запаса знаний, ребенку необходимо также:



– обладать и коммуникативными и социальными навыками – то есть уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет;

 

– не бояться вступать в контакты со взрослыми и сверстниками;


– уметь отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии – или, напротив, излишней боязливости и робости;

– осознавать смысл процесса обучения в школе, понимать, что дает получение знаний, каков порядок учебы в школе;

– уметь подчиняться установленным правилам, знать, что такое дисциплина и понимать ее необходимость;

– иметь положительную мотивацию, желание учиться;


– уметь целенаправленно и по своей инициативе работать над заданием, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их последствия (к примеру, самостоятельно собирать свой портфель и следить за выполнением домашних заданий: если вы с первого класса возьмете это на свои родительские плечи, то с вероятностью 70% эта обязанность останется на них до выпускного бала);

– иметь позитивное отношение к самому себе.

 

 

Важно помнить, что помимо готовности головы не менее важна и готовность тела: нагрузка на иммунитет в первый школьный год будет серьезной, поэтому в последнее лето перед поступлением в 1 класс было бы здорово помимо учебы заняться и физической подготовкой. Ребенку необходимо много движения (в идеале – занятия в спортивной секции, которые дают помимо здоровья также и дисциплинарные навыки), свежий воздух, полноценное питание.

 

Если у малыша есть нарушения здоровья, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом и получить рекомендации относительно коррекции состояния и организации процесса обучения (возможно, придется даже выбрать специальную школу).

 

 

Ребенок должен быть и по возрасту готов к учебе: имейте ввиду, что в школы с углубленным изучением предметов принимают детей седьмого и восьмого годов жизни, в обычную школу – не ранее 6 лет и 6 месяцев на 1 сентября. Ребенка моложе шести с половиной лет можно определить в специальное учреждение, где установлен особый режим (сон и динамическая пауза после второго урока) и обеспечены условия для его соблюдения, – то есть в начальную школу-детсад. Это установлено санитарными правилами, утвержденными в 1999 году. А о резонности этих требований я уже писала в статье об оптимальном возрасте первоклассника.

 

 

Итак, вооруженные всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Удачи!


30 Янв

Сказки от страха

Опубликовано в Психолог  |
  Автор Administrator

Волшебные истории не только развлекают, но и учат и лечат.

Дмитрий Соколов - доктор психологических наук и сказочник. Много лет назад он, начинающий психотерапевт, впервые увидел, как люди в его кабинете реагируют на сказки и успокаиваются, слыша от него знакомые волшебные истории. С тех пор Дмитрий пишет сказки, о сказках и лечении ими (его книга "Сказки и сказкотерапия" выдержала уже пять изданий), ведет по всему миру школы сказкотерапии для детей и взрослых, занимается семейной психотерапией.

А ну-ка сочини!

Российская газета: Перед встречей задумался о том, что я помню про сказки. И в голову сразу пришло: "Старуха, испеки колобок..."

Дмитрий Соколов: Ну что, замечательная поучительная сказка для малыша, один из центральных для него вопросов - как далеко можно отойти от мамы. На три шага можно, а на четвертом тебя съедят, все просто. Но я начинаю с того, что прошу человека сочинить сказку.

РГ: А если он никогда ничего не сочинял?

Соколов: Сказку сочинят все! Все мы когда-то слушали сказки и от людей я слышу истории с традиционными сюжетами, которые они дополняют тем, что их волнует. В том, какую сказку мы рассказываем, очень много информации о наших переживаниях.

РГ: Например.

Соколов: Ребенок пережил аварию, испугался, не может засыпать один, всего боится. Он сочиняет мне сказку про катастрофу - как, скажем, дракон проглотил всех - и на этом точка. Дальше ему страшно, сказка остается без окончания. Или мне рассказывают: жила-была девочка, носила красную шапочку, и мама послала ее отнести пирожки. Она понесла пирожки, принесла бабушке, та сказала ей спасибо, и она вернулась. Но разве это сказка о Красной Шапочке?

РГ: Без волка? Конечно, нет.

Соколов: А волк там есть, просто ребенок не хочет о нем говорить, ему хочется побыстрее сказку закончить. Пропущенный кусок - это и есть его страх. Чтобы этот страх понять и вылечить, сказку нужно продолжить. Но если человеку в середине страшно, я волка сам введу и мы с ним эту сказку вместе продолжим, потому что волка, то есть страх неожиданной встречи, надо пройти, преодолеть. Часто я рассказываю ребенку свою сказку на основе его истории.

РГ: И ему уже не страшно?

Соколов: Сказка хороша тем, что в ней нет границ реальности, я могу дополнять ее, чем хочу, и малыш будет наблюдать за этим совершенно спокойно. Это ведь

Красная Шапочка, а не он! Она может просто пройти мимо волка, может поговорить, но не показать ему дом бабушки, может отправить его к белке. Серый идет туда, а девочка продолжает путь. Мы ищем вариант, который ребенку нравится и который он захочет взять. Чтобы потом вынести его в жизнь и уже не бояться.

Мышки и репки

РГ: Получается, сказкотерапия - это способ говорить с ребенком...

Соколов: ...на понятном, близком ему, любимом им языке! Я помогаю человеку понимать его проблемы и его же руками с ними справляться.

Вот в сказке одного жадноватого мальчика живет зверек, ест печеньки и сладости, ни с кем не делится, и все у него в жизни чудесно. Но мы эту историю продолжаем - и выруливаем на то, что с ним никто не дружит. Мальчику это не нравится, и мы пытаемся сказку иначе сочинить, чтоб зверек не остался один.

РГ: И этого бывает достаточно, чтобы малыш что-то понял?

Соколов: Иногда достаточно, детская психика очень пластичная. Когда мы разыгрывали в одной детской группе мою сказку "Дед, внучка и боюськи" - меня поразила скорость, с какой дети свои страхи побеждали! 5 минут назад он глаза поднять боялся - а сейчас "продал" свою "боюську" и даже походка у него изменилась! Я понять не мог - придумал он свой страх, что ли?

РГ: А у вас что, под каждую проблему есть своя сказка?

Соколов: У меня - нет, но в сборнике сказок "Антикапризин", где я участвую, мы собрали сказки про страх темноты, про врулей, нерях и сладкоежек, составленные на основе психологических методик. А самая испытанная методика - народные сказки, они дают четкие модели, как разбираться с предательством, одиночеством и страхом.

РГ: А зачем вы разыгрываете сказки? Ожившие персонажи более зримы?

Соколов: Без розыгрыша истории в лицах не обойтись. Каждый ребенок выбирает свою роль и, как правило, тот, кто, скажем, играет в "Репке" мышку, считает себя по жизни лишним. А сыграет и покайфует, что от него все зависит, что он нужен. А "репка" - это будет самый упертый, из которого ни чувства, ни слова не вытащишь - так его тянут-потянут, сдвинься, откройся! Когда мы это разыгрываем, все получается совершенно вживую - тебя держат, ты дрожишь, волнуешься, думаешь, как бы не подвести.

...да в ней намек

РГ: Вы ведь и со взрослыми "проигрываете" их истории?

Соколов: Ко мне приходит немало тридцатилетних, которые хотят стать взрослыми, и у них не получается, другие хотят занять определенное место в обществе, третьи - выйти замуж или жениться, родить детей, то есть они хотят сделать взрослые шаги, и у них не получается. И им надо так же пережить катарсис, искупаться в трех котлах. Взрослея, мы должны пройти через то, что не хочется.

РГ: А там и сказка сбудется.

Соколов: Я уже давно увидел, что в своих сказках мы не просто оцениваем свою жизнь. Пациенты сочиняют сказки, проходят годы, мы встречаемся, и я понимаю, что они сочинили свое будущее. Например, одна женщина, вполне счастливо жившая с мужем, рассказывала сказку, в которой бабочка разговаривала с муравьем, они поссорились. И потом она с мужем разошлась именно так, как рассказала в сказке, по тому же сюжету!

РГ: Со взрослыми вам, наверное, сложнее, чем с детьми.

Соколов: Они живут в очень "серьезном" мире, и в нем есть свой, взрослый язык, с помощью которого люди друг от друга что-то скрывают, юлят, соблюдают политес. И вот он мне сочиняет сказку, что, вот, жил-был лягушонок. - А где он жил? - Не знаю, нигде.- Да нет, он где-то жил, на поляне или в болоте. И появляется набор образов, что-то проясняющий, рассказ о лягушонке оказывается сюжетом "Спящей красавицы", только с другими героями! А мы знаем судьбу Спящей красавицы и как ей можно помочь. Я потому прошу людей не излагать мне свои мысли и философию - дайте сказку, так я вас лучше пойму.

Сказка Дмитрия Соколова

Дед, внучка и боюськи

Хороша у деда внучка, да всего боится. "Боюсь я, дед, на огород ходить: там червяки в земле ковыряются!" Лазает дед по огороду, от землицы борода чернеет. "Боюсь я, милый, коров: у них хвост да рога мотаются". Дед и коров доит, молоком ввечеру белеет. "Ох, и огня, дед, и огня! Печка - она искрами плюется!" Вот и ужин дед кашеварит, бороду задумчиво кочергой очесывает. От такого от хозяйства добра не жди; не успевал дед всего сделать. Корову продал, лошадь продал, и от огорчения сам слег. Заболел. Ну, внучка попробовала поплакать и тихо, и в голос, да все не в помощь.

Решила она тогда в город на базар сходить, купить лекарств и еды. Денег у нее, правда, не было, но она решила: "Продам чего-нибудь". И вот, хоть и было ей страшно, на базар далекий она с утречка и отправилась. Деда она все же любила!

На базаре - толчея, гомон; она стала в сторонке, чистый плат расстелила. А что же дальше? Подходит народ: на сем месте что продается? Мнется бедная внучка, не знает, что и сказать. Тянет кого-то за рукав: "Дядь, а что продавать здесь можно, чтоб подороже?" Он спрашивает: "А что у тебя есть?" - "Да ничего нет". "А что умеешь делать?" Тут она заплакала: "Да ничего не умею, я всего боюсь!" "Хм, - говорит дядька, - так ты боюськи и продавай". "А возьмут?" - не верит дивчина. "А ты попробуй". И вдруг как закричал дядька: "Эй, народ! Товар исключительного назначения! Подходи за боюськами!"

Народ стал осторожненько подходить, интересоваться: что за товар такой? Дядька говорит: боюськи на любой вкус. Для жен, детей, крупного и малого рогатого скота. А девчонка говорит: "И курей с петухами". "Что для курей?" - подлезает бабка. "А вот бегают твои куры далеко от дома?" - спрашивает посредник. "Ох, бегают, проклятые!" "А ты купи для них боюську дальнего пространства. Есть у нас такая?" - спрашивает у девчонки. "Еще как, - говорит она. - Вам на целый птичий двор?"

Вот торговля завертелась не на шутку! Купили боязнь огорода для гусей и коз, купили боюськи темноты для крыс и тараканов, ну все раскупили на корню! Один оригинал купил боязнь рек и моря, чтобы палить в облака и тучки: хотел, чтобы они проливались только над сухой землей. И только для малых ребятишек ни одной боюськи не продали, ни мамкам, ни нянькам. Вот как! На вырученные деньги купила внучка лекарства и еду, а для дядьки, который ей помог, праздничную рубашку.

Целый день провела на базаре. Только к вечеру вернулась домой. Там дед ее встретил, своим глазам не поверил. И потекла их жизнь весело и бойко, и работали они теперь вместе, и на ярмарку вместе ездили.

Я собрал свои боюськи недавно. Старые они были, поломанные и запачканные. Кто такие возьмет? Эх, молодость! Плюнул, выбросил мешок с боюськами за крыльцо. Кто интересуется - подходи, выбирай. Только чур - не для малых ребятишек!

 


24 Июл

Советы родителям подростков

Опубликовано в Психолог  |
  Автор Administrator

Советы родителям по развитию у подростков уверенности в себе.

Всегда подбадривайте подростка. Уверенность появляется тогда, когда тебе говорят: "Я знаю, ты можешь это сделать! Ты это сделал! Потрясающе!". Нет такого скромного успеха, который не заслуживал бы похвалы. Но это не означает, что следует оглашать воздух притворным "ура" и не следует критиковать. Критику нужно сочетать с похвалой и практическим советом.



Советы родителям на каждый день

  • Говорите сыну или дочери: "Людям должно быть с тобой легко". Не бойтесь повторять это.
  • Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: "Ты всегда", "Ты вообще", "Вечно ты". Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
  • Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
  • Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой не забывайте сказать: "А все-таки, как хорошо у нас дома".
  • Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: "Ты хорош, но не лучше других".
  • Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.
  • В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

24 Июл

Ребенок учится жить у жизни

Опубликовано в Психолог  |
  Автор Administrator

Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.


24 Июл

Заповеди родителям от детей

Опубликовано в Психолог  |
  Автор Administrator

Заповеди родителям от детей

Не балуйте меня, вы меня этим испортите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.


24 Июл

Десять заповедей для родителей

Опубликовано в Психолог  |
  Автор Administrator

ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ

Никогда не занимайся воспитанием в плохом настроении.

Основой основ эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная обстановка. Воспитание детей одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению. Чтобы убедиться в принципиальной важности этого простого совета, достаточно ответить на несколько вопросов. Где вам уютнее - в компании друзей, расположенных к вам, радующихся общению, или на сборище угрюмых субъектов, где каждый занят своим делом? Нравится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разговора? Любой человек моментально даст на эти вопросы однозначные ответы в повседневном общении с детьми. Разве нет у нас квартир, в которых обстановка напоминает "заговор молчунов", организация быта отдает безалаберностью, а основные детали выяснения отношений звучат так громко, что хорошо слышны соседям. Для тех, кто не относит свою семью к подобным, эта заповедь отменяется за ненадобностью.


24 Июл

10 шагов навстречу

Опубликовано в Психолог  |
  Автор Administrator

Все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, умным, добрым и стал по-настоящему счастливым человеком. Но одной родительской любви и интуиции для этого мало. Ведь в жизни все хорошее, как и плохое, развивается по определенным законам.
Десять правил, которым должны следовать родители, чтобы их ребенок вырос счастливым

1. Не лгите детям. Ложь стара, как мир. Мы обманываем ребенка, исходя из соображений сиюминутного комфорта, а штраф, который мы платим, гораздо больше и неприятнее. Чаще всего мы платим утратой доверия ребенка, в худшем случае – тем, что у него создается разрозненная, противоречивая картина мира вместо непротиворечивой и целостной. В мире, где слова родителей не соответствуют действительности, ребенку крайне трудно жить.



1. Имей собственные представления о том, что хорошо и что плохо. Защищай свои взгляды и не позволяй собой манипулировать, не иди на поводу у плохих людей.

2. В первую очередь прислушивайся к мнению своих родителей и близких родственников. К требованиям и советам остальных взрослых всегда относись с осторожностью.


30 Июн

Как пойти с ребенком в музей?

Опубликовано в Психолог  |
  Автор Administrator

Выбирая музей или выставку для первых походов с ребенком, важно организовать все так, чтобы ребенок не переутомился, и чтобы вас не ждало что-то важное после музея. Иначе поездка пройдет неэффективно и в суматохе. Не очень правильно, c педагогической точки зрения, обещать: пойдешь в музей, а потом мы зайдем в магазин и купим тебе игрушку. Посещение музея тогда становится скучным «довеском» к походу за игрушкой. И день запомнится как день покупки, а не как день, когда в музей пошли.



10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

1111111111111111